Печатка-перстень

Печатка перстеньПечатка-перстень и на сегодняшний день является любимым многими мужчинами украшением. Однако в далекие от современности времена такие кольца выполняли не только декоративную роль. Верхняя часть перстня, которая могла быть и гладкой и выпуклой, была украшена изображением, имеющим определенный смысл: символическое изображение, вензеля владельца или же родовой аристократический герб. Изначальным предназначением таких перстней было проставление печати владельца на мастике, сургуче или разогретом воске, такими печатями скрепляли письма средневековья, ими же подтверждалась подлинность ценных бумаг. Как правило, печатки носили на безымянном пальце или мизинце. По тому, на какую руку был надет перстень, определялось общественное положение данного человека. Представители знатных уважаемых родов носили печатки на левой руке, а менее родовитые дворяне – на правой. Печатки-перстни были знакомы еще римлянам и этрускам. Во времена Солона, в шестом веке до нашей эры, такие кольца являли собой атрибут патрицианства. Свободные афиняне заверяли документы с помощью перстней-печаток, выставляли их напоказ, гордились ими. Позднее печатки распространились практически повсеместно в Европе средневековья. Эти личные печати не обошли стороной и Россию. Сначала использование перстней-печаток было исключительно княжеской привилегией, а позднее эти перстни стали доступны военачальникам, духовенству, боярам. Поразителен факт, что и на сегодняшний день абсолютно не утеряна актуальность старинного украшения, каким является печатка-перстень. Однако практического назначения такие кольца больше не имеют.

«Знамя мира» и печать Тамерлана

Печатка перстень Тамерлан, являющийся легендарным завоевателем, правителем Турана и просто личностью выдающегося масштаба использовал тамгу, как государственную печать. На ней было изображение трех кругов, расположенных как правильный треугольник. Сейчас эта тамга красуется на гербе Самарканда. Сейчас доподлинно не известно, какой смысл вкладывал Тамерлан в этот знак, многие исследователи пытались понять это. Мнение большинства сошлось в том, что три круга символизируют три части света (исходя из древних географических познаний), поэтому тот, кто владел такой тамгой, считал себя Властителем всего мира. При внимательном изучении данного символа, находим его в древнеиндийских рисунках, в старинных храмах Китая, такие изображения украшали щиты крестоносцев и кавказские кинжалы, а также Папский герб и икону Святой Троицы… Эти загадочные и необъяснимые круги можно встретить в самых разный, порой самых отдаленных уголках света, во множестве религий, у самых разных народов. Скорее всего, они имеют более глубокое, чем просто стороны света, значение: триединство прошлого, настоящего и будущего. Именно тамгу Тамерлана, только красного, а не черного, как была у Тамерлана, цвета, предложил Н. Рерих для «Знамени мира» - символа международной защиты исторических, научных, культурных и художественных памятников.

Экслибрис

Печатка перстеньС развитием на Руси книгопечатания, появились и первые любители книг. Основной заботой собирателей книг всех времен была сохранность целостности коллекции. Именно книголюбы и изобрели достаточно элегантный способ заявить, что данная книга кому-либо принадлежит: особая печать, экслибрис, ставилась на форзаце книги. Первые экслибрисы носили достаточно угрожающий характер, предупреждая вора о том, какие мучения его постигнут в аду за кражу книги. Что примечательно, угрозы, написанные в высокопарном стиле, завершала подпись владельца фолианта. Изображения книжных знаков более поздних времен, как правило, содержали вензель или фамильный герб владельца. Еще позднее, сюжет картинок расширился, изучив изображения можно было сделать выводы о пристрастиях и вкусах хозяина. Экслибрисы стали целым направлением в изобразительном искусстве. Бенуа, Врубель, Кустодиев, Бакст, Гольбейн, Дюрер и множество других именитых художников не отказывались от рисования эскизов для книжных печатей. Изучая экслибрисы вполне проследить историю человечества и культуры в целом. За границей распространены универсальные экслибрисы. Они представляют собой либо ярлыки, которые клеятся на книгу, либо специальные знаки, заранее отпечатанные на книге. Имя владельца вписывается в специально предназначенное для этого место. В России же экслибрисы такого вида, так и не обрели популярность, скорее всего ввиду того индивидуальность владельца библиотеки в них никоим образом не отражается.